Вернуться на гланую
Доклад генерального директора ППК «РЭО» И.Э.Гудкова на заседании научного совета РАН

Добрый день!Благодарю за возможность представить на Научном совете результаты нашей работы по созданию федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Прежде чем перейти к описанию федеральной схемы, позвольте мне кратко рассказать о публично-правовой компании и реформе системы обращения отходами.

ППК Российский экологический оператор была создана Указом Президента 14 января 2019 г. Фактически компания работает с июня прошлого года. Наша миссия заключается в формировании, по сути, новой отрасли — планировании размещения инфраструктуры, финансировании инвестиционных проектов, экологическом образовании и просвещении.

Наша деятельность осуществляется в рамках Национального проекта «Экология» и входящего в него Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Этим проектом поставлены амбициозные цели по обработке или, иначе говоря, сортировке 42 миллионов тонн отходов, что составляет 60% от общего их количества. Утилизации подлежит более 25 миллионов тонн или 36% от общего количества образующихся отходов. Вместе с тем, в ходе переформатирования национальных проектов Президентом были озвучены новые цели, которые мы должны достичь к 2030 году. Это обработка 100% отходов и захоронение менее 50% отходов. Для понимания масштаба задачи — такие показатели на текущий момент не достигаются и в самой мощной экономике мира, в США. Тем не менее, мы считаем, что решение этой задачи возможно и я перейду к рассказу о федеральной схеме, которая является основным инструментом, с помощью которого мы планируем реализовать этот проект.

В июле прошлого года был принят Федеральный закон № 225-ФЗ, который ввел в законодательство такое понятие как федеральная схема. Перед новым годом было выпущено постановление Правительства № 1814, которое устанавливает требования к федеральной схеме.

Согласно этим документам, в федеральную схему включается:

— перечень источников образования отходов;— перечень действующих и планируемых объектов обращения с отходами;— баланс обращения с отходами;— схема транспортирования отходов;— информация о зонах деятельности региональных операторов.

Создание федеральной схемы позволит нам решить следующие задачи:

— оптимизировать места расположения и мощности объектов;— улучшить схему транспортирования отходов;— рассчитать экономически обоснованные тарифы;и обеспечить достижение показателей национального проекта.

Конечно, для нас федеральная схема станет и инструментом, посредством которого мы взаимодействуем с регионами и региональными операторами, и средой, в которой мы планируем и контролируем реализацию инвестиционных проектов.

Российский экологический оператор завершил разработку проекта федеральной схемы 31 марта, менее чем через 9 месяцев после появления федеральной схемы в законодательстве.

Несмотря на то, что федеральная схема появилась совсем недавно, ее создание уже дало видимые плоды. Эта работа позволила выявить критические недостатки системы обращения с отходами в регионах, построенной на территориальных схемах обращения с отходами.

К таким проблемам можно отнести некорректный расчет количества образующихся отходов, которое может в соседних регионах отличаться более чем в 3 раза. Мы исправляем эти ошибки, закладывая в федеральную схему более корректный расчет.

Были выявлены проблемы с отсутствием легальных полигонов для захоронения отходов. В целом по стране дефицит мощностей составляет 20%, но в 20 наиболее проблемных регионах некуда везти на захоронение более 50% отходов.

Нами выявлено, что более 100 объектов обращения с отходами находятся на расстоянии менее 15 километров от аэропортов, что создает риски повторения авиакатастрофы, случившейся в прошлом году.

Во многом ожидаемо, но субъекты закладывают в территориальные схемы гораздо более низкие проценты по утилизации отходов, чем это требуется в рамках Национального проекта «Экология».

Мы проводим совещания по обсуждению федеральной схемы со всеми регионами, в ходе которых обсуждаем эти и другие возникающие проблемы. Обсуждения прошли в 59 регионах, к началу сентября мы завершим эти обсуждения и направим на утверждения доработанный и согласованный с регионами проект федеральной схемы. Запланированный срок утверждения федеральной схемы — октябрь этого года.

Позвольте теперь перейти к обсуждению содержания федеральной схемы. Она состоит из трех основных модулей:

во-первых, это база данных;во-вторых, это модуль алгоритмов;в-третьих, это интерфейс системы и личные кабинеты пользователей.

Я подробнее расскажу об этих модулях на следующих слайдах.

В части математической модели федеральной схемы мы решаем задачу линейного программирования с использованием классического алгоритма — «симплекс-метода». На этом слайде я не могу в полном виде выписать задачу оптимизации, отмечу лишь, что в системе смоделировано около 20 тысяч источников образования отходов и 4 тысяч различных объектов, на которых осуществляется обращение с отходами.

Помимо этого алгоритма мы также планируем осуществить моделирование решения задачи коммивояжера для оценки времени объезда контейнерных площадок и использовать эконометрические методы для оценки количества образующихся отходов.

Основной для наших расчетов служит база данных, в которой представлена информация о более чем 4 тысячах объектов обращения с отходами. Все объекты, в первую очередь, полигоны, привязаны к карте. Мы также прикрепили к ней спутниковые снимки, которые позволяют нам судить о состоянии полигонов.

Для того, чтобы корректно рассчитать мощности объектов, мы сверяем с субъектами информацию о массе образующихся отходов. Здесь мы вынуждены смотреть в самые разные источники и сравнивать между собой данные организаций, регулирующих органов, статистическую отчетность и расчеты, сделанные на основе утвержденных нормативов накопления отходов. В качестве комплексного решения на этот год мы запланировали проведение работ по созданию Федерального справочника нормативов накопления отходов, в котором на основе регрессионного анализа будет построена формула для расчета нормативов образования отходов на различных территориях у различных видов образователей отходов.

Создание этого справочника позволит сделать расчет для всех основных категорий образователей отходов, учесть региональную специфику и основные факторы, влияющие на количество образующихся отходов. Мы рассчитываем, что применение этого справочника позволит кратно уменьшить количество споров между региональными операторами, потребителями и регулирующими органами.

В рамках федеральной схемы мы уделяем особое внимание на сбалансированность инфраструктуры. К сожалению, лишь 40% территориальных схем предусматривают правильно рассчитанное количество мощностей — и в рамках проводимой с регионами работы мы вносим в расчеты необходимые корректировки.

Как я уже говорил, в ходе работы с регионами мы выявили большое количество проблем в части использования действующих объектов. Помимо проблемы с аэропортами, это эксплуатация объектов без лицензий и установленных тарифов, нарушение санитарных норм, искажение данных о емкости полигонов.

В части перспективных объектов, представленных в территориальных схемах, мы наблюдаем планы по созданию большого количества малых объектов, в то время как достижение высоких показателей по выбору вторичных ресурсов возможно лишь только на объектах большого масштаба. Вместе с укрупнением объектов мы закладываем целевые показатели по извлечению из отходов 15% вторичных ресурсов, направлению 25% отходов на компостирование и использование 15% отходов для производства твердого топлива.

В ходе проведенной работы мы сформировали перечень инвестиционных проектов, на реализации которых и будет концентрироваться компания.Мы провели работу по формированию справочника типовых технологических решений, такие решения разработаны для различных объектов различной мощности.

Федеральная схема позволит нам рассчитать расходы на обращение с отходами, 2/3 из которых на текущий момент составляют расходы на транспортирование отходов. Вместе с расчетом расходов для объектов обращения с отходами это позволит нам сформировать «эталонный» тариф для региональных операторов.

Мы уже активно взаимодействуем с инвесторами в рамках подготовки инвестиционных проектов. На эти цели в национальном проекте заложено более 60 млрд. руб., вместе с тем средства, заложенные на этот год, были направлены на экстренную поддержку региональных операторов в связи с ростом неплатежей в условиях карантина.

Еще одна важная тема, на которой я хотел бы остановиться — это моделирования оборота вторичных ресурсов. Мы собрали информацию о более чем 1200 объектах утилизации отходов и в рамках федеральной схемы разрабатываем модель системы обращения с вторичными ресурсами. Параллельно с этим идет работа по совершенствованию законодательства в рамках Дорожной карты по введению в России раздельного сбора отходов. И как еще один важный элемент реформы я должен упомянуть совершенствование системы расширенной ответственности производителей, предусматривающей, что за утилизацию упаковки и других товаров платят не потребители, а производители этих товаров и упаковки, выпустивших ее в оборот.

Последняя тема, которую я хотел бы затронуть — это расширение функционала федеральной схемы. Нами запланированы работы по совершенствованию используемых алгоритмов, верификации данных, включаемых в федеральную схему, интеграции информации с территориальными схемами, моделированию раздельного сбора, созданию модулей расчета тарифов и многие другие работы.

Федеральная схема — это живой инструмент, который постоянно совершенствуется и развивается. Я очень надеюсь, что Научный совет поддержит нашу разработку и мы будем очень рады, если члены Научного совета, эксперты подключатся к проводимой нами работе.

Спасибо за внимание.

© ППК «Российский экологический оператор»